Быть свободным маргиналом…
наш личный выбор.
Ф. А. Дончев, T-human III
Современный мир изобилует терминами, характеризующими социум: маргинальность, маргинальный… Маргинал — это комплимент или оскорбление? Верным ли будет приравнять маргинала к асоциальной группе людей? Что скрывается за этими понятиями?
Содержание
- 1 Словарная работа, или Кто такой маргинал
- 2 Признаки маргинальности, или Маргиналами не рождаются…
- 3 Эти «нетипичные» маргиналы
- 4 Маргинальность: система измерений
- 5 Статус маргинала
- 6 Маргиналы и люмпены: под знаком неравенства
- 7 Полярность маргинальности
- 8 Как сердцу высказать себя? Маргинал: урок словоупотребления
- 9 Известные маргиналы: история и современность
- 10 Маргинал? Не приговор, а мост в новое.
Словарная работа, или Кто такой маргинал
Чтобы найти ответ на вопрос, мы обратимся к энциклопедии. Вот ее толкование значения слова «маргинал»:
- асоциальная структура, личность, стоящая вне социума, политики, экономики, культуры и т.п.;
- лицо, не участвующее в деятельности групп, объединенных общими целями и идеями;
- человек, изгнанный из своей среды.
Принимая в расчет данные определения, приходим к тому, что к маргиналам относятся:
- люди, принявшие решение о добровольном отшельничестве, отвергающие ценности и нормы поведения своей социальной среды, дауншифтеры;
- мигранты, не адаптировавшиеся к новым условиям;
- лица, которые под влиянием обстоятельств жизни покинули привычные места;
- люди, физические возможности которых ограничены;
- носители психических заболеваний;
- представители национальных меньшинств;
- страдающие от разного рода зависимостей: игроманы, алкоголики, наркоманы.
- члены небольших религиозных направлений и сект;
- представители радикальных организаций с политическими и террористическими программами;
- те, кто оказался в затруднительном материальном положении, люди, лишенные возможности иметь необходимый для жизни уровень доходов;
- освободившиеся из тюрем после значительного срока.
Признаки маргинальности, или Маргиналами не рождаются…
Постоянное состояние стресса, крайняя эмоциональность, напряжение, обостренное восприятие мира, неопределенность… По каким еще признакам можно отличить маргинала?
- Разорваны духовные, материальные, общественные связи, которые он поддерживал до серьезных перемен, которые произошли в его жизни;
- Ни к чему нет привязанности, часто отсутствует и постоянное место жительства;
- Неприятие, агрессивное поведение;
- В связи с тяжелой жизненной ситуацией сформировалась болезнь;
- Наличие собственной системы ценностей, идущей вразрез с общественной концепцией мира.
Эти «нетипичные» маргиналы
Понятие «маргинал» подарил социологии американский психолог Р. Парк в 1928 году, когда он занимался трудами по социальной дезорганизации. Изучая маргинальность на примере эмигрантов, он пришел к выводу, что человек, воспитанный в одной культуре, а живущий в других условиях, занимает неопределенное, «промежуточное» положение. Материальные потери и разные формы изгнания (религиозное, физическое (инвалидность), политическое, социальное, эстетическое) приводят к тому, что формируются разные типы маргиналов:
- Политические. Человек не принимает политику страны и ее законы. Открыто противостоит власти. Не проявляет гражданской ответственности. Противостоять — здесь главное: даже если к управлению системой приходят те, с кем он раньше соглашался, политический маргинал начинает отрицать и эту власть тоже. Из-за этого человек зависает между двумя реальностями. Нарушение закона для них — это акт самовыражения. Он со всеми, кто идет против. Преимущественно политические маргиналы – это эмигранты и беженцы. Лидеры по числу политических маргиналов — Турция, Сирия, Куба и т.п.
- Этнические. Эта группа людей формируется чаще как результат межнациональных браков. Человек не может пройти этническую самоидентификацию. Он, в ком, казалось бы, весь мир, нигде и никому не свой. Кроме того, к этническим маргиналам относятся национальные меньшинства и мигранты. Проблемы с языковым барьером, культурные и внешние различия не дают им быстро влиться в новое пространство. И коренные жители отказываются их принимать.
- Религиозные. Эти маргиналы не принимают ни одну религию или сознательно относят себя к фейковым конфессиям (церковь бекона). Из этих людей вырастают лжепророки, несущие миру свою веру.
- Социальные. Сюда относятся люди, утратившие блестящее положение в обществе и не сумевшие восстановиться или реализоваться в чем-то ином. Именно они и потом поют на баррикадах: «Мы наш новый мир построим». Проявляются они чаще всего при революции, катаклизмах; нестабильность в обществе им на руку: это возможность отыграться. Сюда же относят людей, испытавших глубокое эмоциональное разочарование во всем. Человек замыкается, остро реагирует на попытки вывести на диалог. Общество рассматривается ими как ресурс на пути к цели. Здесь возможен переход из одной социальной группы в другую: как в нисходящем, так и в восходящем направлении (развод и новый брак). Сложившийся уклад жизни приводит к диссонансу с новым окружением. 1917 год в России сформировал из представителей дворянства социальных маргиналов.
- Экономические. Это люди финансовой крайности: сверхбогатства и нескончаемой нищеты. И то, и другое приводит к потере связи с обществом. Одни ограничивают себя и в необходимом, другие роскошь воспринимают как нечто, само собой разумеющееся. Несмотря на полярность жизненных условий и установок, их объединяет импульсивное, негативное отношение к другим людям и нескончаемые попытки доказать миру, что они лучше. Отцом экономических маргиналов чаще всего становится финансовый кризис.
- Биологические. Здесь мы находим людей с тяжелой болезнью, врожденными пороками или заложников своего возраста. Часто старики, смертельно больные, немощные отстраняются обществом.
- Мировоззренческие. Этот человек становится маргиналом по собственной воле. Контркультура и молодежные субкультуры позволяют провести в жизнь желание отрицать. А есть и те, кто просто выбирает свой собственный путь, вне течений.
Маргинальность: система измерений
С учетом количества участников процесса выделяют 2 типа маргинальности: индивидуальная и групповая. Выражается это в том, что отдельные личности и целые слои социальной структуры в разное время отторгались обществом. Так было и с армянами во время геноцида в 1915 году в Турции.
Принимая во внимание причину, по которой человек стал игнорироваться обществом, маргинальность делится на естественную и искусственную. К первому типу мы относим маргинальность, при которой люди своими усилиями или их отсутствием опустились на «дно». Ко второму — масштабная искусственная изоляция народа – холокост, направленный на евреев в 40-х в фашиствующих европейских странах.
В эпоху сталинизма искусственная маргинализация в России достигла своего максимума. Члены семей «врагов народов» стали на долгие годы настоящими изгоями.
Статус маргинала
Маргинал — это, чаще всего, временное состояние, в котором пребывает человек, переживший переломный момент. Это не звание, а порог, за которым новая жизнь. И мы должны обязательно перешагнуть его.
По какому сценарию складывается обычно жизнь маргинала?
Конфликтная ситуация может развиваться в двух плоскостях:
- Во внешней. Тогда человек ведет себя крайне враждебно по отношению к миру.
- Во внутренней. Главный конфликт проходит «за закрытыми дверями», маргинала мучают противоречия.
И суть всего это переходного состояния состоит в проявлении гибкости, в преодолении своей разбалансировки, в выстраивании новой концепции жизни.
21 век – век стремительный, крайне мобильный, он требует от нас умения меняться и идти в ногу с преображающейся жизнью. Если человек продолжает цепляться за старое, то это будет ему мешать в построении новых связей в жизни, в реализации планов, и он останется для общества фриком, изгоем, неформалом, асоциалом. Этот ярлык будет висеть на человеке все время, пока он работает или учится на одном месте, даже в семье человек может быть чужим, и общения с ним будут избегать.
Маргиналы и люмпены: под знаком неравенства
Многие приравнивают маргинала к люмпену. Справедливо ли это?
Слово «люмпен» (ударение на 1 слоге), которому дал жизнь Карл Маркс, переводится с немецкого как отрепье. Оно называет человека со дна социума, который ничего имеет: ни собственности, ни работы. К люмпенам относим наркоманов, алкоголиков, нищих, бездомных, заключенных.
Если маргинал – человек на границе социальных групп, который может обладать собственностью (просто он не прошел тест социальной идентичности), то люмпены — это люди без ресурсов и желания что-либо менять. Иногда к ним можно отнести и лица с болезненной психикой и инвалидов, то есть тех, кто и рад бы разорвать этот круг, но не могут найти работу и изменить свою жизнь.
Полярность маргинальности
Маргинальность обладает рядом недостатков
- Она возникает в период серьезных изменений в обществе.
- Закрытие простых базовых потребностей часто составляет целую проблему.
- У маргиналов есть желание жить по своим правилам, что приводит к нарушению законов общества.
Неужели от маргиналов одни неприятности? Нет, они могут положительно влиять на общество, которое их не принимает: подталкивают остальных к росту, формируют новые идеи, обогащают представление о мире взглядом человека иной культурной, национальной, религиозной формации.
У маргинальности есть и свои достоинства
- Яркая индивидуальность, иной взгляд на вещи делает их известными учеными и культурными деятелями. Именно они осуществляют значительный вклад в различные сферы жизни общества
- Они дают новые концепции бизнеса.
- Маргиналы ни к чему не привязаны, потому готовы к движению.
Как сердцу высказать себя? Маргинал: урок словоупотребления
Итак, теперь мы понимаем, что использовать слово «маргинал» как брань неверно, так как это социологическое понятие. За ним мы видим промежуточное, пограничное положение человека, не вписавшегося в общественное пространство. И получается, что маргинал — просто человек, которого нельзя отнести ни к одной социальной адаптированной группе.
Как же можно использовать слово «маргинал» и его производные в речи?
- Маргинальное — балансирующее между правомерным и неправомерным, нестабильное, тревожное, зацикленное исключительно на личных целях (н: маргинальное мировоззрение).
- Маргинальность – стремление выделяться из толпы нестандартным внешним видом, манерой себя вести (н: появлять маргинальность)
- Маргинальничать — занимать крайние позиции в проявлении себя (Тебе ли маргинальничать: в своей среде находишься, пользуешься всеми благами.)
Известные маргиналы: история и современность
Маргиналы — профессиональные бандиты, маргиналы-поэты… Их падение и взлет максимальны по амплитуде.
История, культура, наука хранят немало славных имен маргиналов: Будда, Христос, Наполеон, Т. Манн, Дали, Сахаров… Они дали миру свою концепцию жизни, повлияли на судьбы многих.
Маргинал? Не приговор, а мост в новое.
Маргинальность не приговор, она не порочит личность. Не виновата ворона, что она черная, и бывшие сельчане, что тяжело вписываются в городскую жизнь, тоже заложники своей негибкости и непривычных условий.
Потому не будем торопиться и навешивать ярлыки: как часто мы сами боимся выйти из комфортной жизни, оттого что неведомое страшит. Это же и происходит с большинством маргиналом, конечно, если не считать ту удивительную группу «подарочных изданий» — талантливейших людей, которые сознательно отходят от стереотипного социального поведения. Но здесь свой путь, путь избранничества.
И пусть если это слово и звучит, то не как указание на социальную дезориентацию, а как комплимент нестандартности, инакомыслию и неповторимости творческого начала, которые живут в вас.
В. Шендерович писал: «Маргинал — это тот, кто в меньшинстве… Не дай Бог попасть в… большинство».
Подпишись на канал в Яндекс.Дзен